Закон № 109-ФЗ (ст.20, 21) предписывает порядок регистрации иностранных граждан по месту пребывания. Не позднее рабочего дня, следующего за заселением иностранца, УМВД по вопросам миграции должно получить информацию о его регистрации. За правильность данных постояльца отвечает администрация отелей: выделенный сотрудник заполняет форму с персональными данными гостя и прикладывает копии документов для проверки.
Постановление Правительства РФ от 10 мая 2010 г. N 310 регулирует порядок передачи данных посредством электронных средств связи и утверждает саму возможность отказаться от бумаги. В далеком 2010 году таким средством был флеш-накопитель. Однако поездки курьера в миграционную службу их использование не отменяло.
Со временем появились облачные технологии, сервера, работающие с большими данными, и современные средства шифрования, и в регионах России уже реализован электронный документооборот (ЭДО) между гостиницами и УМВД. СКБ «Контур» одним из первых разработало программное обеспечение, которое успешно работает с 2015 года. ПО внедряется в систему ППО «Территория» УМВД, и создает зашифрованный канал связи между конкретной гостиницей и УМВД.
В чем преимущества ЭДО?
Для гостиниц:
- Нет необходимости платить курьеру и возмещать транспортные расходы.
- Простой интерфейс для заполнения.
- Экономия бумаги.
- При всех затратах на внедрение ПО и обучение персонала — расходы «отбиваются» на экономии бумаги и услугах курьера.
- Нет штрафов и споров «Кто виноват» в случае опоздания курьера или потери документов по дороге.
- Если что-то изменится в законодательстве, система сообщит о нововведениях.
Для УМВД:
- Экономия временных и трудовых затрат специалистов.
- Стопроцентная автоматическая обработка входящих документов.
- Опыт коллег из других регионов по внедрению.
Система электронного документооборота успешно работает в Свердловской, Ярославской, Тульской областях.
В Калужской области работают крупные заводы с иностранным представительством: «Форесия Аутомотив Девелопмент», «Бентелер Аутомотив», «Фольксваген», «Руукки Рус» и другие. Ежедневно в Калугу приезжают менеджеры для мониторинга производства и принятия решений из Германии, Финляндии, Франции, Китая. Нагрузка на отели, принимающие иностранцев, в разы больше, чем в других областных центрах.
Однако до сих пор обмен документами между отелями и управлением миграционной службы выглядит так.
Гостиница на 100 номеров. Утром курьер или отдельно выделенный сотрудник забирает у администратора толстый пакет с информацией о приезжих и выбывших клиентах за предыдущие сутки и везет в УМВД. Среднее время в пути с учетом пробок — час. Курьер передает пакет специалисту, получает отметку о времени и уезжает обратно. Сотрудник полиции руками набивает данные в базу. Обработка документов от 6-7 гостиниц занимает целый день. До этого в лучшем случае час потратил сотрудник отеля, делая копии. И так каждый день.
Проблема назрела давно, решение очевидно, однако органы внутренних дел предпочитали работу «по старинке».
Лед тронулся…
3 октября в Торгово-промышленной палате Калужской области в формате круглого стола состоялась встреча представителей гостиничного бизнеса и УМВД по вопросам миграционного законодательства. Были озвучены наболевшие вопросы, предложены альтернативы.
А уже 19 октября прошел бизнес-завтрак с участием губернатора Калужской области А.Д. Артамонова. Итог встречи: объявлен переход от бумажного документооборота к электронному между гостиницами и отделом миграционной политики УМВД.
В ближайшее время каждая заинтересованная гостиница, база отдыха или хостел выберет программное обеспечение (как вариант — разработает свое), заключит договор с УМВД и начнет передавать информацию об иностранных гостях в удобном, современном формате.